Рациональные доводы (1)
Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня… Псалом 42:3
Блез Паскаль (1623—1662), французский математик, физик, писатель и философ: «Бог не желает, чтобы мы верили в Него без рассуждения…Он путем убедительных доказательств желает ясно обнаружить нам Свои Божественные признаки, которые убедили бы нас в Его существовании».
Карл Максимович Бэр (1792—1876), российский эмбриолог, зоолог, антрополог: «Общая закономерность в мире исходит от единого духовного начала».
***
В Священном Писании вера и знание, вера и разум не противопоставляются друг другу и уж тем более не исключают друг друга.
Апостол Павел был убежден: «Я знаю, в Кого я уверовал» (2 Тим. 1:12), «.. невидимое Его… через рассматривание творений видимы…» (Рим. 1:20). А люди веровали в Иисуса Христа часто после представленных доказательств Его всемогущества. Например, чудес в виде воскрешения Лазаря, превращения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.
Пытливый разум человека всегда искал разумное обоснование своей веры, свидетельство чему — многовековая традиция религиозно-философской мысли, начиная с античных философов, представить аргументы в пользу существования Бога. Мыслитель-богослов средневековья Ансельм Кентерберийский (1033—1109) обращался к
Богу: «Господи, дающий вере разумение, дай мне, сколько Сам знаешь, чтобы я понял, что Ты есть, как мы веруем, и то есть, во что мы веруем. А мы веруем, что Ты есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить… Желаю сколько-то уразуметь истину Твою, в которую верует и которую любит сердце мое». Эти доводы, не будучи математически точными доказательствами, формулировались в разных вариантах, с разной степенью убедительности. Они затрагивали те или иные стороны духовной жизни человека, исходили из его практического опыта. И, конечно же, восприятие их человеком зависит от его мировоззренческих и культурно-нравственных установок.
Неверующий или скептик отбрасывает доводы в пользу бытия Божьего не в силу их слабой убедительности, а потому что равнодушен к вопросам духовности. Он слишком озабочен своими сиюминутными проблемами, либо же духовные запросы замкнуты на себе, любимом, а гордыня не позволяет признать над собою верховную власть, которая потребует оставить грешный образ жизни и перед которой нужно будет дать отчет.
Никакие разумные доводы не будут иметь значения также для убежденных сторонников Дарвина в силу иррациональности их атеистической религии с ее непробиваемым алогизмом «этого не может быть, потому что не может быть никогда».
Означает ли сказанное, что рациональные доводы в защиту Бога бесполезны и напрасны поиски мыслителей всех веков?
Библия говорит, что Бог открывается тем, кто ищет Его. Вот этому-то ищущему часто и не хватает разумных доводов в пользу бытия Божьего. Для непредубежденного человека, еще не ступившего на путь богопознания, но который задается вопросом «Что есть истина?» и пытается ее найти, такие доводы могут стать решающими в его принятии Господа. Для того, у кого нет полноты информации или нет представления о существовании логических путей, ведущих к Творцу, это может стать первым шагом к вере, принимаемой в результате свободного выбора. Для многих путь к истине лежит через искреннее сомнение. Скептик (от греческого скептикос — размышляющий, исследующий) задает вопросы и ждет аргументов и объяснений. Разумеется, для некоторых людей может быть «скачок» в веру, минуя доказательства.
А для христианина рациональные доводы укрепят веру, укрепят желание познать Бога всем своим духовным существом, в том числе и дарованным Творцом разумом. В разговоре же со скептиком и неверующим они помогут обосновать свою позицию. Тем не менее, широко бытует представление о том, что если человек уверовал в Бога, доказательства бытия Божьего ему не нужны, а если нет — давление доказательств будет ограничивать свободу выбора. Но так ли это?
Разум хочет иметь рациональное объяснение своей веры, хочет осмыслить и понять доказательства ее истинности, хочет защитить ее от посягательств воинствующих оппонентов. Мы рассмотрим наиболее известные аргументы в пользу бытия Божьего, которые прошли долгий исторический путь и занимали умы многих выдающихся философов-богословов разных стран и эпох. Эти аргументы хорошо дополняют друг друга и в совокупности дают убедительное рациональное основание для принятия истины о бытии Божьем.
***
Космологический довод (от греческого космос — Вселенная) в общей форме сводится к следующему заключению: если есть творение (Вселенная), есть и ее Творец. К космологическому доводу относят так называемые первый, второй и третий пути к Богу средневекового богослова и философа Фомы Аквинского (1225 или 1226—1274), основные идеи которых почерпнуты им в основном у древнегреческого мыслителя и ученого Аристотеля (384—322 гг. до Р. Х.). Эти пути Фома Аквинский формулировал, исходя из наличия движения (изменений в широком смысле), причинно-следственных связей и случайности, конечности вещей и явлений. Ничто не может двигать само себя, быть причиной самого себя, ничто случайное не может быть источником себя. Иначе если бы что-то было причиной себя, оно бы предшествовало себе, а это нонсенс. Также не может быть бесконечной цепи последовательных движений и причинно-следственных связей. Иначе без первичной причины не будет промежуточных и конечных звеньев. Цепочки всех причин и следствий, обеспечивающих сложность и многообразие мироздания, не могут уходить в бесконечное прошлое, иначе разве наступил бы настоящий момент, ведь бесконечность во времени преодолеть невозможно. Средневековые ученые математически обосновывали невозможность бесконечного количества событий в прошлом и показывали, что
признание этого ведет к бессмыслице и логическим противоречиям. Три пути Фомы Аквинского к Богу ведут соответственно к Перводвигателю, Первопричине и Абсолютно Необходимому.
Рассмотрим подробнее космологический довод на наиболее часто приводимом примере причинной обусловленности всего в мире. Он базируется на законе причинности (любое явление и любой предмет, то есть то, что имеет начало, имеет свою причину, которая, в свою очередь, есть следствие другой причины и т. д.) и законе достаточного основания (следствие не может быть больше, значительнее своей причины). К слову сказать, эти законы делают возможным применение научного метода и научное познание мира вообще.
Выдающийся австрийский математик Курт Гедель (1906—1978), глубоко верующий человек, доказал теорему о неполноте, согласно которой любая система, если говорить в общей форме, является частью чего-то большего и не может создать саму себя; средствами самой системы ее объяснить нельзя.
Вселенная — это следствие, она имела начало и должна иметь свою причину, значительно более величественную, чем сама Вселенная, причину всемогущую и всесильную, которая не должна подчиняться закону причины и следствия материального мира. Кроме того, причина должна быть абсолютной и ничем не обусловленной, быть нематериальной, вневременной и внепространственной. При этом причина должна быть Личностью, иначе разве смогла бы Она создать личность — разумного человека. Также это должна быть причина, не только порождающая Вселенную, но и позволяющая ей быть, сохраняющая ее.
Наука категорически утверждает, что Вселенная не может быть вечной. Согласно Второму закону термодинамики происходит ее деградация, дезорганизация, упадок из некоего упорядоченного состояния. И как следствие — полное остывание Вселенной и ее тепловая смерть (без воздействия извне).
Вселенная не самобытна, то есть не могла возникнуть сама по себе из ничего, о чем также совершенно определенно свидетельствует наука (Первый закон термодинамики). Единственное разумное объяснение — Вселенная была сотворена. Скептик лукаво спросит: если Вселенной нужна причина, почему ее не может иметь Бог, кто сотворил Бога? Наш оппонент искажает понятие Бога.
Господь не может представляться возникающим. Он вечен. А вечность — это не бесконечное течение времени, а его отсутствие. Общая теория относительности Альберта Эйнштейна показала, что время и пространство возникают вместе с материей, то есть Бог не связан временем. Он вне его. Он — его Творец, Управитель и не имеет начала. Поэтому бессмысленно задаваться вопросом, что было до Бога. Давайте порассуждаем еще вот о чем. Если считать Бога сотворенным, значит, Он имеет начало и Его автоматически надо отнести ко Вселенной, то есть Он — следствие и не может быть одновременно причиной (закон достаточного основания). Если же Он — причина Вселенной, значит, Он больше следствия — Вселенной, Он — вне ее, Он не может быть сотворенным, то есть иметь начало. У нас нет другого пути, кроме как признать, что у Вселенной есть безначальная причина. Иначе получается логический тупик.
Космологический довод развивали и защищали многие философы-богословы — древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540—ок. 470 гг. до Р.Х.), арабский философ, ученый и врач Авиценна (ок. 980—1037), немецкий философ и ученый Готфрид Лейбниц (1646—1716), немецкий философ Христиан Вольф (1679—1754).
Из книги "Я восхищяюсь делами рук Твоих"