Blog-Layout

Монашество III - IV вв.

А. В. Карев, К. В. Сомов • Mar 06, 2023

Монах Павел


Говоря о христианстве в четвертом веке, нельзя умолчать о монашестве, которое в четвертом веке получило широкое распространение. Еще в третьем веке, в 251 году, во время жестокого гонения при Деции, многие христиане добровольно бежали в ссылку, спасаясь от смертной казни.


Между такими беглецами был александрийский юноша по имени Павел, который поселился в пустыне, в Верхнем Египте. Постепенно он полюбил отшельнический образ жизни, начатый им по необходимости. Этот Павел и стал первым христианином-пустынником.



Монах Антоний


В том же самом 251 году родился в Верхнем Египте Антоний, которого считают отцом монашества. Будучи юношей, Антоний посетил отшельника Павла и попал под его сильное влияние. Он роздал всё имущество, полученное по наследству, и поселился в пещере, недалеко от Павла. Изнурительными постами он доводил себя до истощения, надеясь победить таким путём одолевавшие его искушения, не понимая того, что этим самым он подрывает свое здоровье, расшатывает нервную систему.


Несмотря на такое заблуждение, Антоний имел сердце, преданное Христу. Во время гонений при императоре Максиме в 311 году он возвратился из своего уединения, чтобы страдать вместе с народом Божиим. Он посещал больных, уговаривал малодушных. Вскоре он опять уединился и начал возделывать маленький участок земли. Его местопребывание стало известным христианам, и многие его стали посещать. Он не смог все время находиться в уединении и в конце концов, во время арианского спора, он, уже будучи старцем, отправился в Александрию, чтобы работать против арианства.


Антоний, вне сомнения, думал искренне и честно служить Христу. Для него главной целью было достижение святости, которую он думал достичь полным уходом из мира, полным удалением от людей. Христос же учит: "И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матф. 5,15-16). Уходя из мира, удаляясь от людей, Антоний уподоблялся свече, поставленной под сосуд. Но нет, не таково назначение христианина. Христианин должен светить среди людей.



Монах Пахомий


В начале четвертого века примеру Антония последовал Пахомий, но он уединился не один, а увлек с собой маленькую группу христиан на пустынный островок на реке Ниле. Это, собственно говоря, и был первый монастырь в истории христианства. Сподвижников Пахомия стали именовать монахами, от греческого слова, имеющего значение "один", "уединенный".


Пахомий выработал специальный устав для своего маленького общества. Монахи должны были отказаться от брачной жизни, жить вдали от мира, от людей, проявлять строгое воздержание в пище, держа свою плоть в постоянном изнурении. Они должны были заниматься каким-либо трудом: земледелием, плетением корзин, веревок. Свои изделия они сплавляли вниз по Нилу, и на вырученные деньги не только покупали себе продукты, но и помогали нуждающимся. В этом отношении общество, основанное Пахомием, не совсем оторвалось от людей, но светило светом Христа в этом мире, хотя и впало в некоторых вопросах в крайности. Эти крайности в последующие века приняли особо уродливые формы.


С середины четвертого века число монахов стало быстро расти. Пахомий основал также подобное общество и для женщин. Чем было вызвано такое явление? Оно было вызвано стремительным отступлением христианской церкви от первохристианства. Со времен императора Константина, когда языческий мир хлынул мощной волной в христианскую церковь и когда появилось много формальных христиан, большинство христиан уже не отличалось той высоконравственной жизнью, которая была присуща первым христианам. Христианская церковь оязычилась, стала полуязыческой-полумирской церковью. И вот некоторые христиане, уединяясь, уходя в монахи, этим самым выражали свой протест против печальной действительности, которую они наблюдали в христианстве.


Уже и в третьем веке были заметны некоторые признаки отступления христианской церкви от первохристианства, и протестом против такого отступления тогда было движение монтанистов, которые, борясь с одной крайностью, впали в другую. Точно так же и монашество, протестуя против одной крайности, уклонилось в другую. Христос совсем не хотел, чтобы Его последователи измождали свое тело, подрывали свое здоровье и отказ от семейной жизни возводили бы в обязательное правило.


В четвертом веке монахи не имели никакого отношения к духовенству; они считались рядовыми верующими, среди них не было привилегированных лиц, все они называли себя братьями. Для совершения евхаристии (хлебопреломления) они приглашали обычно священника со стороны, но затем стали из своей среды выбирать священников для богослужений исключительно только в монастыре, а не для мирян.



Иероним


Большое влияние на развитие монашества оказал Иероним. Это был знаменитый учитель церкви, в котором выдающееся умственное дарование сочеталось с крайностями во мнении и в поведении. Иероним отличался жаждой власти и авторитета, гордостью, честолюбием и крайней раздражительностью. Он родился в христианской семье, учился в Риме, принял крещение, путешествовал по Европе и в 374 году поселился в пустыне Халкидонской, к востоку от Сирии, где решил подвергать себя самоумерщвлению.


К такому шагу он, по его словам, решил прибегнуть в связи с сильными чувственными влечениями, дабы избавиться от них, но в пустыне эти влечения плоти разгорелись с новой силой. Иероним недооценивал Священное Писание, относился к нему с некоторым пренебрежением за его простоту и предпочитал, находясь в уединении, читать классическую языческую литературу. В пустыне он тяжело заболел и был почти при смерти.


В 377 году Иероним оставил пустыню, был рукоположен на пресвитера, служил в Константинополе, а затем в Риме, где приобрел громадное влияние среди римских знатных женщин. В этот период жизни он уже не относился пренебрежительно к Священному Писанию, но, толкуя его, впадал в крайности. В своих проповедях он призывал христиан к аскетическому образу жизни, к воздержанию от брачной жизни. Под влиянием проповедей Иеронима знатная римлянка Блезилла стала много поститься и вскоре умерла от истощения. На этой почве против Иеронима разгорелось сильное возмущение, раздавались требования сослать его.


Вскоре Иероним сам удалился в уединение, питался хлебом и водой, носил грубую одежду. Находясь в уединении, он писал письма, склоняя христиан к монашеской жизни. В этом отношении он впал в крайность. Прав же Иероним был в том, что обличал великолепие, которое стало появляться в храмах, а именно – пышные облачения служителей, мраморные колонны, золоченые потолки, жертвенники, украшенные драгоценностями, новые обряды и церемонии. Во всем этом он видел оязычивание христианства, отклонение от первохристианства. Таков был Иероним, боровшийся с одной крайностью и впадавший в другую.

Источник: книга "История христианства"

Иллюстрация: wikipedia.org


By Николай Ченцов 21 Mar, 2023
Снег, оптический прицел, карабин, боевой патрон, пуля, киллер, тело, душа ... Лучше бы не приходить в этот мир, чем, родившись в этом мире, так уходить из него...
By Патрик Сухдео 20 Mar, 2023
Вскоре после воскресения Христа начались гонения на Его последователей, особенно на лидеров только что зародившейся церкви.
By Елена Титова 20 Mar, 2023
Наша планета, затерянная в безбрежных просторах Вселенной с ее колоссальными перепадами температур, обладает рядом уникальных особенностей.
By Елена Тарасенко 06 Mar, 2023
Троица... Тайна тайн, лежащая в основе мироздания. В начале истории христианства это было потрясающим открытием ...
By Патрик Сухдео 20 Feb, 2023
Законный суд. Оправдательный приговор. Отмена законного приговора. Пытки и смерть. Позор распятия.
By Патрик Сухдео 20 Feb, 2023
Две законодательные системы, осудившие Иисуса на смерть. Законный арест. Незаконный допрос. Незаконный суд. Обвинительный приговор.
ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ
Share by: