Blog-Layout

Вера в Творца и наука (3)

Елена Титова • Sep 19, 2022

Атеисты, пытаясь показать мнимую несовместимость науки и христианства, их якобы всегда враждебные и непримиримые отношения, отражающие прогрессивность науки и реакционность религии, приводят примеры «мучеников науки», подвергшихся травле со стороны Церкви — Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник.


Джордано Бруно, итальянский философ и поэт (1548–1600), был казнен на костре. Но пострадал он вовсе не за науку. Д. Бруно не был ученым, никаких научных исследований не вел, хотя и высказывал смелые идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. Будучи монахом ордена доминиканцев, он вступил в конфликт с католической церковью и был осужден за оккультизм и богохульство.


Николай Коперник выдвинул гелиоцентрическую модель, поместив в центр мироздания Солнце, вокруг которого движутся Земля и другие планеты. В то время безраздельно господствовала геоцентрическая система александрийского астронома Клавдия Птолемея (ок. 90 – ок. 160 гг. по Р. Х.), основанная на учении Аристотеля, с неподвижной Землей в центре мира. Эти представления были включены в догматы католической церкви, которая буквально и ошибочно трактовала некоторые места Священного Писания, в частности, «восходит солнце и заходит…» (Еккл. 1:5), что якобы находится в соответствии с геоцентризмом Клавдия Птолемея. Совершенно ясно, что это не так. Библия — не учебник астрономии и не системное изложение наук. Она доступно и понятно говорит простому человеку о природе и природных явлениях. Однако взгляды Н. Коперника бросали вызов не только устаревшей научной теории, но и Церкви. Известно, впрочем, что Н. Коперник, будучи видным и уважаемым служителем церкви, никаким гонениям не подвергался хотя бы потому, что его главный научный труд «Об обращении небесных сфер» был издан в год его смерти.


Гелиоцентрическая модель утвердилась позже благодаря исследованиям Иоганна Кеплера и Галилео Галилея.


Галилео Галилей действительно преследовался церковью, кульминацией чего был суд над ученым в 1633 году и его публичное отречение от системы Н. Коперника. Дело Г. Галилея — самый громкий конфликт, который, по сути, являлся противостоянием двух научных гипотез, новой и старой моделей мира, а не конфликтом Церкви и науки. Он случился из-за того, что благодаря стараниям Фомы Аквинского геоцентризм был возведен в церковную догму, а также из-за резких выступлений Г. Галилея против университетских ученых, приверженцев модели К. Птолемея. Через несколько лет после смерти Г. Галилея, когда модель Н. Коперника была доказана, католическое духовенство сняло запрет на книги о гелиоцентризме.


Сегодня Ватикан признает ошибки, осуждает Церковь за инспирированный ею конфликт, за «перегибы» инквизиции (в 80-х гг. прошлого века даже работала комиссия по реабилитации Г. Галилея) и всячески пытается представить себя другом науки вплоть до признания эволюции.


Подобный конфликт часто возникает на почве несоответствия новых веяний принятой в обществе системе представлений, точнее, системе, принятой правящей верхушкой. Например, академик Н. И. Вавилов (1887–1943), генетик, не соответствовал сталинскому режиму, за что был репрессирован и умер в тюрьме, а трижды лауреат Сталинской премии академик Т. Д. Лысенко (1898–1976), громивший генетику, вполне находился в русле режима.


Борьба в науке новых и старых представлений — дело обычное и даже закономерное. Примеров тому множество. Немецкий химик Ю. Либих поначалу не принял открытия Л. Пастером микроорганизмов как причины болезней. Американский астроном Саймон Ньюком (1835–1909) доказывал невозможность создания летательных аппаратов. Датский физик Нильс Бор (1885–1962) не верил в возможность практического использования атомной энергии. Немецкий физик Генрих Герц (1857–1894) отвергал возможность дальней радиосвязи. Не причислять же этих ученых к «притеснителям» науки только за то, что они высказывали иные научные мнения.


Враждебность между наукой и религией возникла, точнее, была искусственно создана в эпоху Просвещения (XVIII век) вдохновителями новых атеистических течений, наиболее яркой фигурой из которых был французский мыслитель и писатель Вольтер (1694–1778).


Отказ от теизма произошел вовсе не под напором якобы опровергающих его научных данных. Эпоха Просвещения, официально рассматриваемая как важный и прогрессивный этап в развитии европейской цивилизации, использовала расцвет естественных наук, научные открытия и технический прогресс в своих целях — для выдвижения ложной идеи о всесилии человеческого разума, о высшем авторитете его для человека. Следует, кстати, отметить, что ученые-атеисты той эпохи существенного вклада в науку не внесли. Самый знаменитый из них — французский математик, физик и астроном Пьер-Симон Лаплас (1749–1827), автор не прошедшей проверку временем гипотезы о формировании Солнечной системы из газовой туманности. Известен его ответ Наполеону I о том, что он не нуждается в гипотезе Бога для объяснения происхождения Солнечной системы.


Эпоха Просвещения провозгласила лозунги свободы, равенства, братства, счастья. Реки крови Французской революции, начавшейся в 1789 году со взятия Бастилии, наглядно продемонстрировали иное.


Авторитет Слова Божьего был отвергнут. Как результат — возникновение у людей недоверия к Библии как исторически и научно правдивой Книге, появление безбожных лжетеорий. Среди них теории: биологической эволюции (Чарльз Дарвин, 1809–1882), «научного» социализма (Карл Маркс, 1818–1883), психоанализа (Зигмунд Фрейд, 1856–1939), сверхчеловека (Фридрих Ницше, 1844–1900), геологической эволюции (Чарльз Лайель, 1797–1875) и другие. Не о подобных ли теориях предупреждал еще в XVII веке английский философ Френсис Бэкон:

«Многие невежды–ученые… обескровили саму науку, нанесли ей огромный ущерб, отказали ей в возможностях многих путей совершенствования». Он же, как и многие другие выдающиеся личности, подчеркивал, что глубокое изучение наук приводит к Богу, а поверхностное изучение их, полуученость, полуобразованность, полунаука, наоборот, отдаляют. «Первый глоток из сосуда естественных наук порождает атеизм, но на дне сосуда ожидает нас Бог» — слова немецкого физика XX столетия, лауреата Нобелевской премии по физике 1932 года Вернера Гейзенберга (1901–1976).


Важно отметить еще раз, что несовместимость науки и веры мнимая, ведь у природы и Библии Один Автор. Конфликт возникает, если официальная наука становится атеистической или Церковь не принимает новые научные открытия, как это случилось, в частности, когда католичество отвергло в свое время гелиоцентрическую модель мира Коперника.


«… будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ…» (1 Петр. 3:15), — призывает Слово Божье. И этот ответ есть. Христианство — не слепая, бездумная вера, а вера, основанная на надежных и объективных доказательствах, на действительных и неоспоримых фактах.

Из книги "Я восхищяюсь делами рук Твоих"


By Николай Ченцов 21 Mar, 2023
Снег, оптический прицел, карабин, боевой патрон, пуля, киллер, тело, душа ... Лучше бы не приходить в этот мир, чем, родившись в этом мире, так уходить из него...
By Патрик Сухдео 20 Mar, 2023
Вскоре после воскресения Христа начались гонения на Его последователей, особенно на лидеров только что зародившейся церкви.
By Елена Титова 20 Mar, 2023
Наша планета, затерянная в безбрежных просторах Вселенной с ее колоссальными перепадами температур, обладает рядом уникальных особенностей.
By Елена Тарасенко 06 Mar, 2023
Троица... Тайна тайн, лежащая в основе мироздания. В начале истории христианства это было потрясающим открытием ...
By А. В. Карев, К. В. Сомов 06 Mar, 2023
Говоря о христианстве в четвертом веке, нельзя умолчать о монашестве, которое в те годы получило широкое распространение, а началось еще в третьем веке.
By Патрик Сухдео 20 Feb, 2023
Законный суд. Оправдательный приговор. Отмена законного приговора. Пытки и смерть. Позор распятия.
ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ
Share by: