Blog-Layout

Происшествие на дороге

Елена Тарасенко • Jan 09, 2023

Отправляясь в путь, он и представить себе не мог, что из этого выйдет. Что он с трудом дойдет до Дамаска, держась за руки спутников — ослепший и потрясенный. Что жизнь его полностью переменится, и все, что он ценил раньше, покажется ему мусором ...


Не знал он и того, что позже его назовут святым, что он станет непререкаемым авторитетом для миллионов людей, что через 15 веков его слова, всколыхнув всю Европу, вызовут Реформацию, что о нем будут спорить, его будут превозносить и ненавидеть ... Что учение, которое он считал ересью и собирался искоренить, с его помощью завоюет весь мир. Что его единственная и вечная Любовь уже совсем близко — всего в нескольких днях пути ... в нескольких часах ... в нескольких шагах ...


Встречу с Богом не опишешь словами. Ослепительный свет. Голос, который он запомнит навсегда: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Его лепет: «Кто Ты, Господи?» И невероятное: «Я Иисус, Которого Ты гонишь ...»


С тех пор каждому, кто вздумает выступить против христианства, кто захочет объявить его выдумкой черни, пустым суеверием, основанным на легендах, прийдется иметь дело с ним, Савлом из Тарса, вошедшим в историю под именем Апостола Павла.


В самом деле, нужно же как-то объяснить, что произошло с ним по дороге в Дамаск, что — если не явление воскресшего Господа — заставило яростного гонителя Церкви стать апостолом Христа. Да, критикам христианства с ним особенно трудно. В том, что Павел – личность историческая, никто не сомневантся. Его ну никак не объявишь легендой, этаким призраком — призраки не пишут писем, а Послания апостола Павла настолько узнаваемы, что даже непрофессионалы легко распознают его характерный стиль. К тому же, доказано, что писались они в 50х-60х годах I века — всего через 20 лет после евангельских событий.


И вообще о Павле мы знаем многое, сохранилось даже описание его внешности — он был не особенно представительным, невысоким, рано облысевшим ... Павел происходил из семьи состоятельных людей, имевших потомственное римское гражданство, был воспитан в духе строгого иудаизма, учился в Иерусалиме у известного раввина Гамалиила. Как многие религиозные иудеи, он считал зловредной ересью новое учение, возникшее в Иерусалиме, приверженцы которого объявили Мессией некоего Иисуса из Назарета, не так давно казненного римлянами. Распятый Мессия? Это нонсенс! Всем известно, что Мессия должен стать царем в Израиле, а позже — завоевать весь мир.


Будучи человеком деятельным, Павел решил, что не остановится, пока не сотрет новое заблуждение с лица земли. Этим он и занимался долгое время в Иерусалиме. Бросив множество христиан в тюрьмы, он отправился в Дамаск — с целью «навести порядок» и там. Но пришел туда другим человеком ... Так что же все-таки с ним случилось?


Одно из возможных объяснений предлагает З. Косидовский в книге «Рассказы евангелистов». Мол, рассказ о чудесном обращении Павла — не более чем легенда, выдуманная позже. Он-де встречается только у Луки в Деяниях святых апостолов (а Лука, конечно, не Лука, и не друг Павла, и даже не его современник, а вообще неизвестно, кто). Из слов же самого Павла «Бог благоволил открыть во мне Сына Своего» следует, что никакого потрясающего явления не было, а было только внутреннее откровение.


Но такие рассуждения хороши только для тех, кто в этом вопросе не разбирается, да и с Библией знаком плохо. Потому что, во-первых, сам Павел в другом месте пишет, что Христос «... после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор.15:8-9). А, во-вторых, новые исследования подтвердили авторство Луки и то, что Деяния были написаны во второй половине I в. н.э. Кстати сказать, исследователи удивляются его аккуратности и точности в деталях. Как следует из текста Деяний, автор долгое время был спутником Павла и не раз слышал рассказ о происшествии по дороге в Дамаск от него самого.


Но действительно ли Христос явился Павлу? Может быть, это была просто галлюцинация? Ну, солнцем голову напекло человеку. Но в таком случае, наверное, учитывая его убеждения, он бы увидел что угодно, только не воскресшего Христа. Кроме того, его спутники тоже что-то видели, хотя и не так ясно, и испугались. Да и вообще галлюцинации на пустом месте не бывают. Павел был совсем не сумасшедшим, а умнейшим человеком, чьи мысли влияют на человечество уже почти 20 веков. Ему были свойственны здравомыслие и практичность. Он никого не призывал к каким-то крайностям. Например, римлянам он советует подчиняться властям, фессалоникийцев учит «жить тихо, работая своими руками», а не бросать все в ожидании скорого Второго пришествия. Коринфян убеждает вести себя на богослужениях спокойно, без нездоровой экзальтации. «Все должно быть благопристойно и чинно» — это не слова фанатика!


Он трезво смотрел на вещи. Он осознавал, что главное в христианстве — не его, скажем, нравственная красота, положительное влияние на общество и т.д. а то, истинно ли оно. Действительно ли Христос воскрес из мертвых? И, говоря об этом, Павел ссылается не только на свой собственный опыт. Воскресшего Христа видели и апостолы, с которыми он сам разговаривал, и многие другие — в целом более 500 человек, большинство из которых в тот момент были еще живы и могли об этом рассказать. Это — не слепая вера. Потому что, если Христос не воскрес, то все это — впустую, и христиане «несчастнее всех человеков», потому что жертвуют всем, страдают и умирают ради призрачной мечты ...


В те жестокие времена вера в Христа не только не приносила выгоды, но и была просто опасной. И если язычники, теряя все, приобретали надежду на вечную жизнь, то иудеям (в том числе и Павлу) это было ни к чему — они и так верили в воскресение мертвых.


Рассуждая по-человечески, Павел ничего не выигрывал, став христианином. Он мог оставаться уважаемым религиозным лидером, иметь семью, дом, достаток, прожить жизнь в покое и довольстве… Что же он получил вместо этого? Никакого покоя, постоянный труд, переживания, забота о церквях, путешествия, преследования, споры, оскорбления, а то и кое-что похуже ... Его не раз избивали, держали в заключении, однажды побили камнями до полусмерти.


Может, он стал пользоваться особым почетом и уважением среди христиан? Ничего подобного. Сначала его боялись, не веря его рассказам об обращении. Позже — его авторитет оспаривали (даже в созданных им общинах), доказывая, что он не настоящий апостол — ведь он не знал Христа при жизни, как другие.


Впрочем, самого Павла не интересовало ни мнение других людей, ни то, что он теряет или приобретает. С тех пор, как он встретил Христа, Его любовь стала для него дороже всего на свете, дороже самой жизни. «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение», — писал он, находясь в тюрьме.


Павел был обезглавлен в 67 г. в Риме, во время первого общегосударственного гонения на христиан, устроенного императором Нероном. Как видно из его последнего послания, готовясь к смерти, он был счастлив, что прожил жизнь именно так ...


Да, отправляясь в Дамаск, он не знал, как все закончится. И мы, идя по нашему земному пути, тоже не знаем, где нас может ждать встреча со Христом. И того, как после этого изменится наша жизнь.


Но стоит ли жить, не встретив Его?

Источник: газета "Для Тебя"

Иллюстрация: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд


By Николай Ченцов 21 Mar, 2023
Снег, оптический прицел, карабин, боевой патрон, пуля, киллер, тело, душа ... Лучше бы не приходить в этот мир, чем, родившись в этом мире, так уходить из него...
By Патрик Сухдео 20 Mar, 2023
Вскоре после воскресения Христа начались гонения на Его последователей, особенно на лидеров только что зародившейся церкви.
By Елена Титова 20 Mar, 2023
Наша планета, затерянная в безбрежных просторах Вселенной с ее колоссальными перепадами температур, обладает рядом уникальных особенностей.
By Елена Тарасенко 06 Mar, 2023
Троица... Тайна тайн, лежащая в основе мироздания. В начале истории христианства это было потрясающим открытием ...
By А. В. Карев, К. В. Сомов 06 Mar, 2023
Говоря о христианстве в четвертом веке, нельзя умолчать о монашестве, которое в те годы получило широкое распространение, а началось еще в третьем веке.
By Патрик Сухдео 20 Feb, 2023
Законный суд. Оправдательный приговор. Отмена законного приговора. Пытки и смерть. Позор распятия.
ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ
Share by: